КОНЦЕПЦИЯ
Московского буддийского храма "Тубден Шедублинг"
Члены Московской общины буддистов на аудиенции Далай-Ламы 14 (2004 год)
Его Святейшество Далай-Лама XIV во время своего визита в Республику Калмыкия в 2004 году, в ходе встречи с делегацией Московской общины буддистов, одобрил строительство буддийского храма в городе Москве и определил его концепцию.
Его Святейшество Далай-Лама XIV сказал:
Я высоко ценю все ваши усилия. Хотя Москва это не буддийский регион, но поскольку буддизм является одной из важнейших религий в России, было бы логичным создание одного буддийского центра или храма в столице Российской Федерации. Это было бы правильно. Это хорошо, что храм, который будут посещать как местные буддийские общины, так и люди, которые часто приезжают посетить Москву из других регионов и стран, будет построен в столице России. Вот почему возведение храма действительно великое дело. Это прекрасно, что различные буддийские традиции – Тхеравада, Бодхисаттваяна, Мантраяна, Дзен – все вместе!Это должен быть не только храм, но и центр обучения, вроде академического института. В этом случае все могут посещать его – буддист, христианин, иудей или мусульманин. Сегодня, для того чтобы между различными людьми была гармония, нужно знать традиции друг друга. Также получение таких знаний крайне важно для буддистов. Мы должны учиться. Нам необходимо учиться."
Основополагающие принципы храма
  1. Школы буддизма Махаяны, исторически распространившиеся в Бурятии, Калмыкии, Туве, Монголии, Тибете, самые различные течения дальневосточного буддизма и южноазиатского буддизма Тхеравады — все традиции могут и должны быть представлены в жизни будущего московского храма в той мере, в какой они развиваются в нашей стране и ее столице.
  2. Необходимость несектарного характера характера будущего храма определяется также пребыванием в Москве дипломатических и иных представительств дружественных России стран, в которых распространен буддизм. Храм призван стать местом встречи, сотрудничества различных буддийских школ на благо России, укрепления мира и согласия во всем мире.
  3. Отвечая всем традиционным религиозным потребностям российских буддистов, храм не будет ограничиваться рамками тех или иных направлений или школ буддизма. Распорядок храмовой жизни, его внутреннее убранство, и т.д. должны соответствовать всем школам буддизма. При храме не предполагается создание какой-либо монашеской общины. Любая законно зарегистрированная буддийская община сможет действовать в пространстве храма.
  4. Благодаря храму буддизм в Москве будет полнее и ярче играть свою позитивную роль, укрепляя дух мира и взаимопонимания между разными культурами, религиозными и социальными группами. Православие, которое занимает особое место в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, не вступает в противоречие с моральными и духовными нормами буддизма, а сотрудничество религиозных объединений последователей этих религий вносит особый вклад в национальное самосознание российского народа. Для буддистов в Москве также является очень важным взаимодействие с исламскими, иудейскими, другими религиозными объединениями. Вся деятельность храма будет направлена на становление высокой нравственности и духовной культуры прихожан, что поможет многим людям избежать попадания под влияние деструктивных и тоталитарных сект и псевдорелигиозных течений.
  5. Молитвы, ритуалы, ретриты с учителями, созерцательные практики — вся культовая деятельность храма по своей сути является путем нравственного и духовного совершенствования человека. Осмысление роли Учения Будды в изменчивых обстоятельствах современной жизни, освоение духовных ценностей и социальной концепции российского буддизма, свободный и ответственный выбор своего уникального пути — эти и другие актуальные вопросы являются важными и необходимыми составляющими деятельности храма.
  6. Храм также будет центром социально-культурной, исследовательской, издательской деятельности буддистов Москвы, центром по распространению знаний по истории и современности буддизма, осмыслению его роли в многополярном мире, в межконфессиональном и экуменистическом диалоге.
  7. Выставки, конференции, фестивали, концерты, — вся полнота творческих проявлений буддистов, друзей буддийской культуры — желанные гости храмового комплекса.
  8. Пусть освещаются храмовым светом признанные всеми буддийские ценности и традиции взаимоуважение и духовной терпимости. Планируемые к реализации благотворительные и образовательные проекты помогут храму стать неотъемлемой частью поликультурного пространства Москвы и всей страны, стать школой патриотического и духовного воспитания молодежи.